«Новый курс» Рузвельта и рождение «культурной» биржи

В условиях, когда объем производства в главных странах Запада упал почти вдвое, замерла международная торговля, безработными оказались десятки миллионов людей (в США, например, по официальным данным, число полностью безработных составило в 1933 г. 12,8 млн. человек, или 25% общего количества занятых), государство на Западе было вынуждено взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисом.

Именно этим задачам и отвечал провозглашенный президентом США Рузвельтом «новый курс», направленный на обеспечение стабильности экономики с помощью государственных мер. Постепенно такая экономическая политика государства стала приобретать силу и в других западных странах. Не случайно, что именно в этот период (в 1936 г.) вышла в свет книга известного английского экономиста Д. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», давшая теоретическое обоснование необходимости целенаправленных государственных мероприятий для поддержания полной занятости, ограничения стихийности экономических процессов.

«Новый курс» Рузвельта включал в себя целую серию самых разнообразных мероприятий. Например, резко увеличивались государственные финансовые вложения в экономику. Для этого были необходимы новые государственные займы и увеличение налогов. Внутренний государственный долг в результате выпуска займов возрос к 1939 году до 40,4 млрд. долл. по сравнению с 16,2 млрд. в 1930 году, то есть за 10 лет увеличился в 2,5 раза 13. Средства, полученные от государственных займов и через налоговую систему, государство в значительной степени использовало на оказание помощи тем промышленным предприятиям и банкам, которым кризис нанес наибольший ущерб.

Выросло значение государства в функционировании финансово-кредитной системы. По так называемому Акту о золотых резервах, объявленному правительством в январе 1934 года, золото Федеральной резервной системы (ФРС) было передано в распоряжение казначейства. Опираясь на сконцентрированные в его руках золотые резервы, правительство США стало активно вмешиваться в функционирование кредитной системы, стремясь поддержать пошатнувшиеся банки. Были созданы специальные экономические органы государства, в частности Национальная администрация по оздоровлению промышленности, в задачу которой входило осуществление некоторых форм регулирования деятельности частных промышленных фирм. Ввиду того что безработица приняла катастрофические размеры, правительство ассигновало специальные суммы для проведения общественных работ по сооружению дорог, мостов, плотин. Руководство этими работами осуществляли такие учреждения, как Федеральная чрезвычайная организация помощи безработным, Организация общественных работ. В результате число безработных в США в 1937 году сократилось по сравнению с 1933 годом почти в два раза.

Особое значение имела социальная политика Рузвельта, а также правящих кругов других западных стран этого времени. «Великий кризис» и связанные с ним противоречия, борьба широких масс привели к существенным сдвигам в этой области. Был принят ряд законов, ограничивающих власть предпринимателей и защищающих интересы трудящихся. Так, в США и в ряде других стран был введен минимум заработной платы, создана система социального обеспечения и пособий по безработице, осуществлены меры поддержки фермерского хозяйства, расширены права профсоюзов и т.д. Социальная политика 30-х годов означала качественное повышение степени социализации западного общества.

«Новый курс» Рузвельта спас от крушения немалое количество промышленных предприятий и банков. Однако экономическая политика правительства, неизбежно сковывавшая частнохозяйственную оперативность, наталкивалась на сопротивление части предпринимателей. Поэтому когда главная опасность миновала, они стали добиваться свертывания вмешательства государства в экономику. Были ликвидированы, в частности, некоторые из названных выше государственных организаций.

Но что касается механизмов биржи, то изменения, внесенные в рамках «нового курса» или под его влиянием, в большинстве случаев сохранялись и в последующие годы. Это означало появление фактически нового облика биржи, который характерен для нее и в современных условиях. «Дикая» биржа XIX века функционировала практически без каких-либо внешних ограничений. Даже если организация биржи имела публично-правовой характер, дело во многом ограничивалось формально-юридической стороной. Государство и общество не вмешивались в экономическое содержание. Свобода деятельности была почти абсолютной. Такой либерализм дорого стоил обществу. Грандиозный крах 1929 года показал, чем он может обернуться для людей. Поэтому в 30-е годы в США, а в последующем и в других странах был осуществлен ряд реформ механизмов фондовой биржи и условий её деятельности. О конкретных механизмах речь пойдет в следующей главе, а сейчас важно охарактеризовать основные линии изменений, которые привели к отличиям современной «культурной» биржи от «дикой» биржи прошлого.

Прежде всего усилен (в ряде стран введен) государственный контроль за участниками биржевой деятельности. Разработаны жесткие и детальные процедуры, с помощью которых осуществляется проверка предприятий, желающих продавать свои ценные бумаги на бирже. Цель проверки — исключить или уменьшить до минимума возможность проникновения на рынок предприятий-банкротов или близких к банкротству, чьи бумаги могут оказать негативное воздействие на характер рыночных операций.

Существенно изменен статус биржевых посредников, повышена их индивидуальная и коллективная ответственность за осуществленные операции.

Особенно важными являются новые элементы, введенные в организацию биржевых операций. Цель их состоит в ограничении опасности резких колебаний биржевых курсов, предохранении биржи от массовых спекуляций. Этому служит расширение участия государства в кредитном деле. Отныне биржевой кредит поставлен под государственный контроль. В итоге общая допустимая сумма заемных средств, используемых для покупки акций, по сравнению с 1929 годом серьезно уменьшена. На всех биржах введены ограничения размеров колебаний котировок, которые могут иметь место во время одного заседания. В ряде случаев ограничены объемы срочных операций.

Во время реформы биржи большое внимание уделялось защите интересов мелких и средних сберегателей, которые особенно пострадали во время краха 1929 года. С этой целью введено государственное страхование банковских вкладов и ссуд. Принят ряд других мер, гарантирующих безопасность мелких вкладчиков.

Пытаясь воздействовать на состояние биржевых операций, государство стало более активно использовать такие средства, как изменения учетной ставки, собственные операции с ценными бумагами, регулирование минимальных резервов, которые все банковские организации обязаны хранить на специальных счетах в центральном банке. Для проведения этих операций в ряде стран возникли государственные учреждения, задачей которых является стабилизация положения на рынке, обеспечение нормальных условий для деятельности бирж.

Средства денежного, бюджетного и административного регулирования бирж в отдельных странах варьируются по-разному. В связи с этим и их результаты отличаются друг от друга, но направленность реформ, открытых «новым курсом», общая. И она приводит в годы после второй мировой войны к существенным сдвигам.

 
Валютный рынок
Forex: Курсы валют
EUR/USD0.000.00
GBP/USD0.000.00
USD/CHF0.000.00
USD/JPY0.000.00
Данные на 00:00 мск
Сырьевой рынок
Товарные рынки
bidask
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Брент0.000.00
Нефть Лайт0.000.00
Фондовый рынок
Фондовые индексы
lastchangechange%
djia0.000.000.00
sp5000.000.000.00
nasd_comp0.000.000.00
nasd1000.000.000.00
ftse1000.000.000.00
dax0.000.000.00
aex0.000.000.00
cac400.000.000.00
smi0.000.000.00
rts0.000.000.00
usd index0.000.000.00